Новости России

#новости | Какая инфраструктура нужна России для ледокольного флота

«Это будет отдельное объединение в составе ВМФ, основной задачей которого станет обеспечение безопасности Северного морского пути и арктического побережья в зоне ответственности Северного и Тихоокеанского флотов. Предполагается, что инфраструктура для функционирования нового объединения будет выделяться из состава Северного и Тихоокеанского флотов», – рассказал источник ТАСС.

Он уточнил, что подразделение в будущем будет пополняться кораблями и специальной техникой в арктическом исполнении.

«Создание обороны в Арктике, усиление безопасности Северного морского пути, своевременно. Это логично и правильно», — рассказал «Газете.Ru» бывший командующий Черноморского флота, адмирал Владимир Комоедов.

В настоящее время Военно-морской флот РФ включает Балтийский флот, Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийскую флотилию ВМФ и зарубежные соединения.

Национальные интересы России в Арктике защищает Северный флот. Приказом президента России Владимира Путина с 1 января 2021 года он получил статус военного округа.

В составе Северного флота — стратегические и многоцелевые атомные подлодки, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Подводные силы Северного флота считаются самым мощным объединением атомных подводных лодок ВМФ России. Северный флот проводит испытания нового оружия, в частности гиперзвуковой ракеты «Циркон».

По мнению доцента кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова, военного политолога Александра Перенджиева, речь идет о создании Арктического флота не с нуля, а о «совершенствовании инфраструктуры в Арктическом регионе». По его словам, она уже создана, есть подразделения и специальные сооружения не только для размещения военнослужащих, но и гражданских лиц, предприятий в этой зоне».

Эксперт напомнил, что еще в 2011 году Владимир Путин заявил о реализации двух программ по российским северным рубежам: будет и дальше строиться ледокольный флот для нахождения на Северном морском пути и создаваться вдоль него инфраструктура МЧС — спасательные пункты.

«Уже тогда было понятно, что будет формироваться система, объединение арктических войск, включающая сухопутную часть, военно-морскую и военно-воздушную.

В Благовещенске началась подготовка офицеров для сухопутных арктических войск, российский оборонный комплекс стал выпускать вооружение и военную технику, специально предназначенные для действий в условиях вечной мерзлоты. Это все началось не сегодня, а в 2010-2011 годах, тогда России стало понятно, что придется бороться за арктические рубежи и выстраивать надежную систему их обороны», — рассказал «Газете.Ru» Перенджиев.

По его словам, следующий шаг — в совершенствовании системы военного управления по защите российских арктических рубежей и инфраструктуры. При этом «система военного управления в регионе согласована с гражданской».

По мнению научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова Ильи Крамника, России необходимо увеличивать свое присутствие в Арктике на фоне «не самой простой политической обстановки», сложных отношений с НАТО и появления новых игроков, интересующихся Северным морским путем.

«Сейчас по Северному морскому пути активизируется судоходство, Россия возит больше грузов, растет, но остается пока незначительным, количество внешних транзитных грузов — число кораблей, которые проходят Северный морской путь насквозь из азиатских стран в Европу. В этих условиях России необходимо увеличивать свое присутствие в арктическом регионе. Туда стремятся и новые игроки, например, Китай», — сказал эксперт.

Он отметил, что корабли на севере «нужны разные», и те, которые составят Арктический флот, должны отличаться от обычных — в связи с ледовыми условиями в разных районах Северного ледовитого океана.

В этой акватории, именно на трассе Северного морского пути, можно выделить два сильно разнящихся между собой района: район Западной Арктики — условно Карское и Баренцево моря, и район Восточной Арктики — восточная часть Карского моря и воды, расположенные к востоку.

Разница заключается в ледовых условиях — Баренцево море большую часть года свободно ото льда, а в отдельные годы ледовый покров там отсутствует вообще, тогда как на востоке он может присутствовать и летом.

«Поэтому в Западной Арктике почти круглый год, во всяком случае, большую часть года, можно ходить без ледокола, западная часть Карского моря редко летом покрыта льдом. Дальше на восток лед летом — вполне распространенное явление. Условия в данном случае в этих двух частях российских арктических вод очень разные. Соответственно, и корабли нужны разные. Если говорить о трассе Северного морского пути, то там нужны корабли ледового класса — сейчас строятся такие патрульные корабли и военные ледоколы, они и должны будут, видимо, составить основу нового флота», – сказал Крамник.

По мнению адмирала Комоедова, надводные корабли вряд ли войдут в Арктический флот, а его подводные лодки «должны быть оснащены торпедами для взрыва льда и создания полыньи для всплытия».

«Из-подо льда ничего нельзя сделать, кроме как следить за другими подлодками», — сказал Комоедов.

По мнению Крамника, необходимое для защиты арктических вод количество сил у Северного флота есть, но в перспективе создания Арктического флота «речь идет не о количестве кораблей, а об их специализации — нужно иметь именно специализированную группировку, которая сможет оперировать во льдах больше времени и будет лучше к этому подготовлена».

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»