Глава комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев предложил ввести миллионные штрафы для иностранных компаний за вмешательство в дела РФ, передает ТАСС.

«Это практика мировая, — пояснил Пискарев. — Должны быть [штрафы в размере] миллион, десятки миллионов, может, сотни миллионов рублей за вмешательство и нарушение российского законодательства».
По словам главы думской комиссии, масштабы вмешательства в дела РФ извне «весьма и весьма серьезные».

Напомним, недавно Роскомнадзор сообщил о нарушениях российских законов компаниями Facebook и Google, которые способствовали распространению призывов к участию в несанкционированных митингах, а в день тишины и в день выборов. «Эти площадки активно использовались для агитационных и политических материалов», сказал Пискарев. «Это не журналистика далеко уже, это называется политический акционизм», — отметил он. Он добавил, что комиссия намерена выяснить, как эти компании планируют работать на территории РФ.

Пискарев указал на то, что вся повестка иностранных компаний «формируется за границей, в Америке», у Госдумы «нет юридически значимого офиса, с которым можно вести диалог». «Поэтому есть необходимость нам проработать законодательную инициативу, чтобы такого рода гиганты несли ответственность по российскому законодательству тогда, когда они нарушают закон», — добавил глава комиссии.

По словам Пискарева, на заседании комиссии представитель внешнеполитического ведомства РФ рассказал о том, что законодательство РФ «намного гуманнее, чем законы Германии, США, которые защищают суверенитет более жесткими мерами реагирования».

«Мы хотим более подробно поработать с НКО, НПО, которые активно работают против нашей внутренней политики, наших внутренних дел, а также с теми СМИ, которые признаны у нас иностранными агентами», — сообщил глава комиссии, добавив, что «здесь есть законодательные пробелы».

Глава временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов полностью полностью поддержал идею о необходимости существенного увеличения штрафов для «иностранных компаний, вмешивающихся в дела РФ».

«Это в принципе правильное предложение. На комиссии такого рода предложения звучали, мы ровно об этом и говорили. У нас идея была такая, что санкции должны быть сопоставимы с тем, как наказывают за подобные вещи за рубежом», — сказал Климов агентству, комментируя предложение Пискарева.

Он полагает, что к вопросу наказания необходимо подходить дифференцировано. «Если кто-то из российских юридических или физических лиц нарушил законодательство РФ в период тишины или еще что-то, то, конечно, он должен наказываться более ощутимо, чем сейчас. Но если это иностранный источник — физическое или юридическое лицо — то, конечно, все должно быть по гамбургскому счету», — продолжил сенатор.

Климов подчеркнул, что крупные интернет-компании за нарушение законодательства в Евросоюзе «наказываются суммами с семью и более нулями в евро».

Он считает, что неправильно возлагать на комиссию все вопросы, в том числе написание законов и определение сумм штрафов. «Цель нашей комиссии — политические оценки и рекомендации. У нас есть профильные комитеты и в Госдуме, и в Совете Федерации, есть Министерство юстиции и Роскомнадзор. Это же вырабатывается не в течение секунды и не в узком кругу. Это не может быть спонтанным решением», — сказал глава комиссии СФ, отвечая на вопрос о том, каким мог бы быть размер штрафов за подобные нарушения.

8 сентября Роскомнадзор сообщило том, что ведомство выявило распространение политической рекламы в Google, Facebook и YoutTube в ходе выборов в РФ, в том числе в день тишины, что является грубым нарушением российского избирательного законодательства.

Как заявил в свою очередь заместитель председателя ЦИК Николай Булаев, многие материалы, которые выводит поисковая система Google, можно отнести к тем, при помощи которых оказывается влияние на избирателя.

В Google в ответ на обвинения заявили, что компания поддерживает «ответственную политическую рекламу». Компания Facebook в свою очередь возложила ответственность за соблюдение избирательного законодательства на рекламодателей.