Сергей Черемин Максим Ликсутов
АГН Москва / Ведяшкин Сергей Сергей Черемин
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Один из самых состоятельных московских чиновников, бывший участник списка Forbes и фигурант "панамского досье" — глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов — впервые раскрыл размер своей зарплаты в мэрии. Как узнала Русская служба ВВС от самого заммэра, после уплаты налогов эта сумма составляет 181 тысячу рублей в месяц. При этом Ликсутов не уточнил размер всего денежного содержания за работу в мэрии, которое включает, помимо оклада, надбавки за доступ к государственной тайне, ненормированный рабочий день и т.д.

До сих пор был известен только общий годовой доход Ликсутова и его коллег: согласно декларации о доходах и имуществе московских госслужащих за 2018 год, руководитель транспортного комплекса столицы заработал 19,9 млн рублей. Таким образом, его годовой оклад составляет лишь девятую часть его дохода. Сам Ликсутов пояснил, что задекларированные средства включают продажу имущества и другие доходы, "учитывая прошлую жизнь [в бизнесе]".

По словам заммэра, хороший заработок обеспечивают частные компании или собственный бизнес, госслужба же дает "знания и бесценный опыт". Согласно декларации, у Ликсутова в собственности есть три земельных участка общей площадью около 4 тысяч кв. м, жилой домом в 2,129 тыс. кв. м, два нежилых помещения и два мотоцикла — Harley-Davidson V-Rod Muscle и Ducati XDiavel S.

Богаче Ликсутова, занявшего второе место среди московских чиновников по итогам декларационной кампании 2018 года, оказался руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин с годовым доходом 81,3 млн рублей. Годом ранее Ликсутов возглавлял список с доходом в 219,7 миллиона рублей. В мэрии это объяснили тем, что заммэра продал квартиру и автомобиль.

В прежние годы у него был куда более внушительный автопарк: автомобили Lamborghini Diablo, Dodge Viper, Mercedes-Benz G 55 AMG и Mercedes-Benz ML 500, а также с пяток мотоциклов и лодка Protea. Еще четыре представительских авто были зарегистрированы на жену Ликсутова, с которой он впоследствии развелся. В 2014 году оппозиционер Алексей Навальный обвинил заммэра в фиктивном разводе после принятия закона, запрещающего чиновникам владеть иностранными активами. Сам Ликсутов это отрицал.

Глава дептранса Москвы также фигурирует в "панамском досье" — документах из офшорного регистратора Mossack Fonseca, которые в 2016 году после утечки оказались в распоряжении журналистов-расследователей. Они выяснили, что Ликсутов был бенефициаром трех офшоров: Venlaw Consultants Co. Inc. (Багамы), TG Rail Limited (Кипр), Cantazaro Limited (Кипр).

Мэрия по запросу депутатов Госдумы Игоря Лебедева и Ярослава Нилова проверила Ликсутова на причастность к офшорным компаниям и не нашла нарушений. В столичном правительстве заявили, что он избавился от двух своих иностранных фирм до того, как устроился на госслужбу.

Ликсутов пришел в правительство Москвы в 2011 году из транспортного бизнеса. Как напоминают "Ведомости", его называли совладельцем транспортных компаний "Трансмашхолдинг", "Трансгрупп АС", "Аэроэкспресс", "Городская транспортная система скоростного трамвая", "Московские монорельсовые дороги" и совместных компаний с РЖД — "Рейлтрансавто", Московско-Тверской пригородной пассажирской компании, Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). По данным мэрии, в в 2011 году Ликсутов передал в доверительное управление свой пакет кипрской компании "Утенто Холдингс", а в сентябре 2012 года продал акции "Сермолент Эквитис Инк", зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Ликсутов также сообщал, что избавился и от российских бизнес-активов.