Новости в мире

#новости | Из кожи — вон: на обивку автомобильных сидений пойдут бутылки и сети | Статьи

Ведущие автопроизводители отказываются от кожаной отделки сидений. Они предлагают новые материалы обивки, выполненные из переработанного вторсырья. На каких моделях еще встречается натуральная кожа и так ли экологична и прочна «веганская» отделка, как про нее говорят, выясняли «Известия».

Домашний скот признали неэкологичным

Volvo вместо использования натуральной кожи предложит клиентам альтернативные решения, созданные на основе биотехнологий или получаемые из восстановленного сырья. Отказ от использования кожи шведы объясняют беспокойством о негативном воздействии животноводства на окружающую среду: по их расчетам, домашний скот является источником выбросов около 14% мирового объема углекислого газа.

«Один из новых материалов для отделки интерьера, разработанный Volvo Cars и получивший название Nordico, изготовлен на основе переработанных полиэтиленовых бутылок. Также в нем будут использоваться переработанные пробки, которые применяются в винодельческой индустрии. Всё это позволит сформировать новый стандарт в изготовлении интерьеров премиального класса. Этот материал впервые будет использован в моделях следующего поколения автомобилей Volvo», — говорится в сообщении пресс-службы Volvo.

Кожа да кофе

Почти одновременно о новых разработках в сфере экоматериалов для салона сообщил Volkswagen. Немецкий гигант уже готов опробовать их на новой линейке электромобилей.

«Мы хотим полностью отказаться от любых продуктов животного происхождения в нашей линейке электромобилей. Здесь на первый план выходят такие материалы, как Dinamica или ArtVelours. Это микроволоконный материал, напоминающий замшу. У него матовая шероховатая поверхность, и он очень мягкий. В моделях ID. мы сочетаем его с гладкой искусственной кожей», — комментирует дизайнер марки Хайке Хустедт.

Фото: Global Look Press/Sebastian Kahnert/dpa-Zentralbild/ZB

По его словам, раньше у искусственной кожи были недостатки — в ней содержалось много компонентов на основе нефтепродуктов. Сейчас же Volkswagen стремится сократить вредное воздействие на экологию от производства искусственной кожи за счет повышения объемов используемых органических компонентов. Например, компания пробует разработать аналог кожи из зерен кофе.

«Сырье уже содержит большой процент заменителей на основе органики. Мы не останавливаемся на достигнутом и увеличиваем долю органических компонентов, заменяя ингредиенты на оболочку кофейных зерен — побочный продукт обжарки. Благодаря этому нам удалось добиться внушительного повышения содержания органических компонентов — более чем на 50% — и уменьшить воздействие на окружающую среду от процесса производства искусственной кожи», — говорит дизайнер.

Притащили сети

Свой вариант материала из переработанного мусора есть и у компании Jaguar Land Rover. Британцы в сотрудничестве с датской компанией Kvadrat разработали экологичный и высококачественный вариант отделки сидений. Материал, впервые представленный на Range Rover Velar и Range Rover Evoque, сочетает износостойкую шерсть и искусственную замшу.

На каждый автомобиль уходит до 53 переработанных пластиковых бутылок. Кроме того, Jaguar Land Rover планирует использовать регенерированный нейлон Econyl, сырьем для которого выступают промышленный пластик, обрезки тканей, старые ковры и рыболовные сети. При производстве этого материала выделяется меньше углекислоты и экономится нефть. На первом этапе из волокон планируют делать напольные покрытия и коврики, затем их применение могут расширить на обивку сидений.

Фото: Mitsubishi

Уже в России

Современные тенденции проникают и в Россию. Например, Mitsubishi предлагает для Outlander комбинированную обивку кресел из искусственных кожи и замши. В компании отмечают, что переход на экоматериалы на одном из самых популярных автомобилей марки был воспринят положительно, но полностью отказываться от кожи японский бренд не планирует.

«Впервые мы применили комбинированную отделку в Outlander Black Edition в 2020 году. Обратная связь от дилеров и клиентов была великолепная. Многие клиенты до сих пор ошибочно считают, что отделка тканью быстро пачкается и теряет свой первозданный внешний вид. Но применение последних технологий уже показало, что ткань с водоотталкивающими свойствами, которую мы используем в своих моделях, очень практична. Она легко моется, на ней приятно сидеть и в холодную, и в жаркую погоду. По текстуре она напоминает замшу и тактильно очень приятна. Именно поэтому мы решили расширить количество комплектаций Outlander с такой тканью. Однако в целом отказываться от использования кожи на других наших моделях полностью мы не планируем», — прокомментировали в пресс-службе бренда.

Натуральное или искусственное?

«Кожаный салон» в списке опций не всегда подразумевает натуральную кожу. У бюджетных моделей обивка сидений полностью искусственная. У моделей подороже из натуральной кожи сделаны лицевые части кресла, а боковины, как правило, из кожзама.

Современная экокожа часто может быть более надежной и удобной в использовании, чем натуральный материал, считает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

«Некоторые виды экокожи имеют большую воздухопроницаемость, чем натуральная кожа. Связано это с тем, что этот искусственный материал имеет микропоры, которые пропускают воздух, но не пропускают влагу. Также на воздухопроницаемость влияет и то, что натуральную кожу с искусственным тиснением при обработке зачастую покрывают акриловыми эмульсиями, которые словно закупоривают материал. При производстве экокожи такого не происходит, наоборот, разработчики внимательно следят за тем, чтобы ткань пропускала максимальное количество воздуха», — отмечает Денис Мигаль.

Премиальные и люксовые производители в основном выступают за натуральную кожу. В компании Rolls-Royce, где каждый автомобиль изготавливается под индивидуальные требования конкретного клиента, рассказали, что ни разу не сталкивались с желанием заказчика заменить натуральные материалы на экологичные.

«Мы готовы реализовать любое желание клиента. На данный момент мы не получали запросов на «веганское» оформление интерьера автомобиля, однако в случае интереса будем готовы предложить альтернативное решение, например, с использованием текстиля. Тем не менее мы выступаем за качественные естественные материалы. Мы не рассматриваем искусственную кожу — это не будет аутентичным решением», — отметили в пресс-службе компании.

В Porsche сообщили, что, несмотря на использование в отделке многих моделей искусственных материалов, некоторые детали изготавливаются только из натуральной кожи. При этом на электромобилях Porsche Taycan есть опция Leather Free Interior: в этом случае абсолютно все элементы интерьера неживотного происхождения.

Может наносить вред окружающей среде

Компания BMW также пока не видит смысла в переходе на заменители натуральной кожи. Проблемы с экологией BMW решает предъявлением особых требований к заводам и поставщикам.

«У нас все поставщики должны соответствовать принципам устойчивого развития. Для производства автомобилей все заводы в Европе переведены на работу от экологически нейтральных типов энергии. В линейке автомобилей BMW I используется дерево из специально выращенных под вырубку лесов, краска для кожи из экстрактов натуральных материалов. Важно понимать, что искусственные материалы, увы, далеко не всегда экологичны и их производство оказывает порой большую нагрузку с точки зрения экологии», — комментируют в пресс-службе бренда.

BMW

Фото: Global Look Press/imageBROKER/Jim West

С ними согласен и руководитель студии AMD Plus Андрей Параскев. Эксперт отмечает, что если к хлопчатобумажной основе экокожи вопросов нет, то с полиуретановой пленкой не всё однозначно.

«Полиуретан представляет собой пластичный полимерный материал, который может иметь самые различные формы: жидкую, жесткую, пластичную, вязкую и так далее. Такое разнообразие обеспечивается различными добавками. При этом производство полиуретана может наносить вред окружающей среде из-за использования в процессе ряда компонентов. Поэтому вопрос о том, что менее травматично для природы — производство натуральной кожи или экокожи, — можно вполне считать открытым. Кроме того, есть проблема недобросовестных производителей, которые могут включать в состав экокожи компоненты, не указанные на этикетке», — заключает Параскев.

Трескается, растягивается и лопается

Еще одна проблема ненатуральных материалов — их низкая износостойкость. И если ткань еще может сохранять свой внешний вид достаточно долго, экокожа в большинстве случаев теряет блеск уже к 100 тыс. пробега. При этом, по словам экспертов по выездной диагностике автомобилей «Автопрагмат», это касается не только бюджетного класса автомобилей, но и премиального сегмента.

«У Mercedes, например, есть три вида отделки сидений. Кожа встречается только в премиальных автомобилях, например S-класс, GL и т.д. Чаще можно встретить либо ткань, либо экокожу. Ткань, как правило, более износостойкая, но ее мало кто покупает, потому что люди стараются выбирать более высокую комплектацию. Кожзам уже считается более дорогим материалом, который делается из более экологических компонентов. Но он оказывается часто менее износостойким, чем ткань: лопается на месте швов, протирается, шелушится на морозе. К пробегу 100 тыс. км водительское сиденье уже приходит в негодное состояние. При этом натуральная кожа начинает показывать признаки старения только от 200 тыс. пробега», — отметили эксперты.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»