Новости в мире

#новости | Ловись доля большая: комиссии банков в цене страховок достигают 85% | Статьи

Комиссии банков при продаже страховых полисов достигают 85% от стоимости продукта, следует из внутренних документов финансовой организации из топ-30 (есть у «Известий»). Столько посредники забирают себе, например, по коробочным продуктам от несчастных случаев. В ЦБ «Известиям» подтвердили факт слишком высоких комиссий. По мнению ФАС, создание условий реального выбора заемщиками страховых организаций позволит сформировать справедливую стоимость и уменьшить размеры комиссий. Сейчас для доступа к банковским каналам страховщики снижают покрытие полиса, чтобы продукт окупался, сообщили в НКР.

Кто выше

Банковские комиссии могут достигать 85% от стоимости полиса в коробочном страховании от несчастных случаев, в комплексном хеджировании заемщиков, а также страховании вкладчиков и держателей карт, следует из документов банка-агента, продающего полисы (есть у «Известий»). Наиболее высокие проценты отдаются также по телемедицине (80%) и накопительному страхованию жизни на 15 лет (78–79%). А, например, по полису от коронавируса агент забирает 63% стоимости продукта. Самые низкие банковские наценки в инвестиционном страховании жизни (ИСЖ) — в диапазоне 2,5–5%.

Комиссии, уплачиваемые страховщиками посредникам, обычно включаются в цену полиса и отражаются на полной стоимости кредита. Создание условий, при которых заемщик получит реальное право выбора страховых организаций, позволит сформировать справедливую цену на полисы и может снизить размер комиссий посредникам за счет расширения каналов продаж, считают в ФАС. Служба готовит проект постановления правительства, который позволит заемщикам покупать полис у любой страховой компании, получившей определенный рейтинг в одном из четырех российских агентств.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В ЦБ подтвердили высокий уровень банковских комиссий при продаже страховок. Так, во II квартале 2021-го в полисах от несчастных случаев и болезней этот показатель от размера взносов составляет 75,5%, а по страхованию жизни заемщиков — 52%, рассказали в пресс-службе регулятора. Вопросы потребительской ценности таких продуктов находятся во внимании ЦБ. Там подчеркнули, что за последние три года отмечается снижение и так низкого размера выплат в сфере кредитного банкострахования. По защите жизни и здоровья заемщиков при потребительских ссудах показатель в 2020 году составил 5,02%, а для клиентов с ипотекой — 11,28%. При этом аналогичный показатель по добровольным видам достиг 48%. Высок и процент отказов в выплатах: по «потребам» доля превысила 40%, а при страховании ипотеки приблизилась к 30%, хотя по добровольным видам составила всего 0,23%.

Эти цифры говорят о низкой потребительской ценности таких продуктов, считают в ЦБ. Возможные причины тому — обширные исключения из покрытия и сложности в получении возмещения по документам или срокам. При этом долгое ожидание возмещения критично для заемщика, которому необходимо погасить кредит без просрочек и санкций.

По итогам первого полугодия 2021-го объем вознаграждения посредников в страховании жизни заемщиков вырос на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и достиг 30,6 млрд рублей. А доля комиссий в общем размере премий по этим полисам составила 51,8%, видно из данных ЦБ.

Неклиентский подход

«Известия» поинтересовались у крупнейших банков и страховых компаний, что они думают о величине комиссий. В «АльфаСтраховании» оценивают сложившуюся систему не как зависимость, а как сотрудничество, позволяющее снизить расходы компании на развитие дистрибуции. Покупать полис в определенном месте или нет — это выбор клиента, обычно он может отказаться и от кредитного страхования, но тогда банк вправе повысить ставку из-за повышенных рисков, сообщила старший вице-президент, директор департамента по работе с финансовыми институтами «АльфаСтрахования» Алина Соколова.

В линейке коробочных страховых продуктов в компании нет полисов с высокой комиссией, сообщили в ВТБ. Там добавили, что организация снижает ставки вознаграждения, чтобы повысить доступность страховых продуктов и увеличить их ценность для клиентов. В ближайшем будущем банк ожидает появления общего тренда на уменьшение комиссий посредников.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В последние годы банковский канал продаж — значительный драйвер роста для страховых компаний, в том числе за счет региональных сетей. Однако положительный эффект резко снижается из-за размера комиссий, рассказала заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова.

Высокие комиссии отражают слабость сетей продаж страховщиков. При этом чем выше ставка вознаграждения посреднику, заложенная в продукт, тем меньше его клиентская ценность. Для доступа в разветвленные банковские каналы распространения страховые компании вынуждены вводить дополнительные исключения из покрытия, чтобы продукт оставался рентабельным, объяснил директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов.

При классической структуре тарифа расходы на ведение договора и агентскую комиссию должны составлять порядка 10–30%. Однако банки держат крайне высокую комиссию за счет введения многочисленных ограничений на аккредитацию страховых компаний, полисы которых могут покупать заемщики, добавила Алла Борисова.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»